Как приучить ребенка к дисциплине?
Важным шагом в целенаправленном воспитании является закладывание стратегии эффективной дисциплины. Слово «дисциплина» часто предполагает ориентацию на собственный или чужой авторитет, например родительский. Обычно оно включает добровольное или вынужденное подчинение, вознаграждения и наказания. Однако слово «дисциплина» произошло от латинского («ученик»), а это слово обычно означает того, кто следует за учителем с радостью и охотно. Дисциплинарные меры наиболее действенны, если у ребенка сложились непринужденные отношения с отцом, матерью или другим взрослым.
Общие указания в отношении закладывания дисциплины
Мы говорим о дисциплине в контексте безопасности и защищенности ребенка, так как для развития чувства защищенности дети должны знать, чего от них ожидают, и уметь доверять взрослым. Ваши родительские действия должны соответствовать вашим обещаниям. Когда вы взаимодействуете со своим ребенком предсказуемо, он учится доверять вашему поведению. Это доверие усиливается, если вы держите слово, соблюдаете установленные правила и делитесь с ребенком секретами.
У большинства родителей возникают вопросы в отношении подчинения своих детей дисциплине. Вот основное указание (правило № 1, которое можно повесить на холодильнике): «Не забывайте выражать любовь!»
Дети должны знать, что вы их любите, что бы ни происходило - даже когда они устраивают беспорядок или шалят. Структура, которую вы создаете, и то, как вы ее подкрепляете, повышают у них чувство защищенности, снимают тревогу и нервозность из-за страха наказания.
Правила и нормы
Правила должны быть достаточно широки, скорее это общие указания, поскольку цель дисциплины - самодисциплина. Дети должны обладать способностью применять эти указания, когда они оказываются в незнакомой ситуации. Например, одним из таких стандартных правил может стать следующее: «Мы пользуемся чужими вещами только с разрешения владельца». Сюда относятся и мамины платья, и папины инструменты. Это также является базисом для выполнения школьных правил в дальнейшем и для исключения обвинений в воровстве. Другое правило: «Мы уважаем других и их собственность». Его можно применять к братьям и сестрам, соседям и одноклассникам.
Когда только возможно, определяйте нормы в позитивной, а не в негативной форме. Дети, следующие нормам, знают, что они делают вам приятно, и у них складывается хорошее представление о собственной личности. Запретительные нормы не столь действенны, как обозначение желаемого поведения. Негативное послание - например: «Не трогай печенье», - скорее вызовет в сознании вашего ребенка образ печенья, чем сфокусирует его внимание на том, чего вы от него хотите. Более продуктивное послание выглядит следующим образом: «Ты получишь печенье, когда доешь завтрак». Использование послания с местоимением «я» - один из способов достижения желаемого. Вот некоторые из таких посланий, которые эффективнее негативных формулировок, поскольку они показывают, что желательно или необходимо:
«Я хочу, чтобы ты вел себя спокойно, когда я разговариваю по телефону».
«Мне нравится, когда ты закрываешь двери тихо».
«Я люблю, когда ты собираешь свои игрушки».
Когда дети понимают, чего от них ждут, и им ясны нормы, это развивает у них чувство контроля над событиями и собственного достоинства.
Практические советы, как приучить ребенка вести себя правильно
1. Помогите своим маленьким детям запомнить их полное имя, домашний адрес и номер телефона.
2. Установите для своих детей распорядок, согласно которому они будут готовиться к отправлению в школу, приему пищи, выполнению домашних заданий и к укладыванию в постель.
3. Подумайте, чего вы ждете от своих детей применительно к выполнению работы по дому, процедуре отхода ко сну, выполнению домашних заданий, кормлению животных и другим обязанностям. Составьте график, который поможет отслеживать их действия.
4. Поговорите о том, в чем правила, которые заведены в вашем доме, похожи на правила в других семьях, которые ваши дети могут посещать, или на правила поведения в школе, а в чем они отличаются.
Ваши дети, в особенности маленькие, хотят делать приятное вам как родителям. Если они понимают правила и ваши ожидания в их отношении, а также позитивные и негативные последствия выполнения или нарушения правил, это предупреждает нарушения дисциплины. При любой возможности подключайте детей к обсуждению правил и последствий их соблюдения и нарушения. Например, можно сказать: «Нам нужно договориться, когда ты будешь ложиться спать. Свет должен быть погашен в 21:00. Хочешь ты перед этим почитать в постели или будешь сразу спать?», «Что будет, если ты не ляжешь в постель к 21:00, когда должен быть выключен свет?» Если вы приходите с ребенком к взаимному соглашению, он обычно выполняет требования с большей ответственностью, чем тогда, когда они даются в приказном порядке.
Цель любого дисциплинарного действия - приучить ребенка вести себя правильно, чтобы его поведение не повлекло за собой наказание. Не жалейте времени на объяснение или демонстрацию своему ребенку того, чего от него ждут, и даже заставьте ребенка выполнить все требуемые действия несколько раз, чтобы не было вопросов в отношении желаемого результата. Когда требования не выполняются должным образом, вернитесь к норме, которую вы объяснили или продемонстрировали, и пересмотрите ее. Это оптимальная форма дисциплины.
Ответственное следование правилам должно также влечь за собой позитивные последствия. Если дети демонстрируют ответственное поведение, им должны предоставляться дополнительные привилегии и свободы. Например, когда ребенок выполняет работу по дому без хныканья и жалоб, его можно поощрить освобождением на день от особенно неприятной работы. Если он придерживается режима отхода ко сну, можно позволить ему иногда ложиться в постель попозже или чаще играть с друзьями. Одна мама сообщила, что ей было трудно сделать так, чтобы утром дети успевали на школьный автобус. Тогда она поместила на обеденный стол «банку с сюрпризами», в которой находились свернутые бумажки. На каждой бумажке было указано какое-то вознаграждение, например возможность выбрать на обед желаемое блюдо, съесть последний кусок шоколадного торта или посмотреть вечером любимый фильм. Вытягивать бумажки из банки имел право только тот ребенок, который садился завтракать вовремя. Затем банка стала появляться на столе лишь эпизодически, а не каждый день. По словам мамы, это разрешило проблему.