Как ребенок распознает реальность и вымысел в телевидении?

Способность при просмотре телевизора отличать выдуманное от настоящего - одно из основных различий между процессами мышления взрослого и ребенка. «Телевизионная реальность» имеет сложную и многоуровневую структуру.



Что такое «телевизионная реальность»?


Здесь мы подробнее остановимся на том, в какой мере передаваемые сообщения являются реальностью: в каком возрасте дети уже способны понять, что люди и события на экране на самом деле существуют? Представляют ли они самих себя или это актеры, играющие роль? Происходят ли показываемые события в реально существующем внешнем мире или они придуманы сценаристом? Когда дети начинают понимать, что телевизор - это не «волшебное окно» в реальный мир? Исследователей социальной реальности интересуют ответы детей на эти вопросы и на такие, как: подобны ли показанные по телевизору люди, места и события тем, что знакомы нам в реальной жизни? Правдоподобны ли они? Могут ли на самом деле произойти события, освещенные в фантастических телепрограммах? Могут ли полученные с помощью телевидения знания применяться в реальной жизни?


В большинстве случаев детей не учат проводить подобные различия. Они сами делают это по мере своего взросления, накопления опыта, расширения знаний о телевидении и понимания реального мира как такового. Дети становятся старше, и их восприятие телевизора как «волшебного окна» постепенно замешается растущим пониманием того, что телевизионная реальность не совсем совпадает с той повседневной реальностью, в которой они существуют. Поворотный момент в развитии этого понимания, по данным исследователей, наступает по достижении возраста 8 лет (начало стадии конкретных операций в теориях когнитивного развития).


Как ребенок распознает реальность и вымысел в телевидении?


Исследования показывают, что у детей постепенно развивается способность различать реальность и вымысел по пяти следующим критериям:


1. Сконструированность. Степень осознания детьми того факта, что телевизионный мир - результат некоторого процесса конструирования и что телевизионный контент - и в том числе новости и документальные фильмы - является в некоторой степени сфабрикованным и не совпадает с реальностью.


2. Физическая действительность. Степень, в которой дети оценивают телевизионную реальность, являющуюся плодом их восприятия персонажа или события, как действительно существующую во внешнем мире.


3. Возможность. Степень, в которой дети осознают воспринимаемую ими телевизионную реальность как вполне возможную и осуществимую в мире, знакомом им вне экрана.


4. Вероятность. Степень оценки вероятности того, что воспринимаемая ими телевизионная реальность представляет собой что-то такое, что могло произойти вне экрана, даже если такое событие и возможно. Например, вполне возможно, что какая-нибудь реальная семья попадет во все жизненные перипетии, которые пережила телевизионная семья, и что она выберется из них сходными способами, однако наш жизненный опыт подсказывает, что это не очень вероятно.


5. Формальные признаки. Степень восприятия детьми формальных признаков телепрограмм как индикаторов того, что может быть реальным, а что вымышленным. Например, дети постарше начинают понимать, что живые, неотредактированные кадры военных сцен, снятые со среднего расстояния, или серьезно говорящий взрослый, который сидит за столом в студии, являются «реальными» новостными событиями, в то время как яркая анимационная сценка с животными, говорящими детскими голосами на фоне музыкального сопровождения, - «нереальна».


На основании всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод: внешние индикаторы позволяют зрителям сравнивать свое знание о мире и жизненный опыт с телевизионным контентом. Внутренние индикаторы, присущие самому телевидению, позволяют оценить реальность этого контента. В общем случае маленькие дети больше полагаются на внутренние критерии (например, мультфильм - это вымысел, потому что он нарисован и в нем нет живых актеров). Однако когда дети становятся старше, они начинают полагаться и на внешние критерии, поскольку увеличивается их объем знаний о мире (например, некоторые мультфильмы могут быть более реальными по содержанию, чем многие программы с участием актеров). Поэтому не удивительно, что к 12 годам они, совсем как взрослые, отвечают на вопросы исследователей: «Что вы подразумеваете под "реальным"»?» или «В каком смысле реальное?».

Популярные сообщения из этого блога

Когда знакомиться с родителями и друзьями парня

Придирчивость или разборчивость: как понять

Почему так важно совершать добрые дела?