Как ребенок учится воспринимать себя и окружающий мир?
Многочисленные психологические исследования подтверждают огромную роль раннего детства в последующем развитии и в направленности личности. Как показывают исследования и доказывает практика, сформировавшаяся в раннем детстве модель восприятия себя и окружающего мира, а также своего места в этом мире воздействует на весь наш опыт последующей взрослой жизни. Действие этой модели можно сравнить с действием фильтра. Иногда этот фильтр напоминает кривое зеркало, как в «Снежной Королеве», когда человек видит мир искаженным, очень далеким от реальности и совершенно ей не соответствующим. Опыт детства невозможно переоценить. Не случайно ведь одни и те же события вызывают у разных людей самые разные переживания и имеют самые разные последствия. Попробуем увидеть это на примере из жизни...
Как формируется модель восприятия мира в раннем детстве?
В одном научном учреждении был замечательный завкафедрой, достойный человек и прекрасный ученый. Он страдал близорукостью, но очки обычно не носил, так как вблизи все видел и близорукость не доставляла ему особых неудобств. Однажды он шел по улице, глубоко погрузившись в размышления над научной гипотезой. Так случилось, что на остановке стоял новый преподаватель с его кафедры. Он вежливо и почтительно поздоровался с профессором, когда тот приблизился, и был шокирован его поведением. Профессор посмотрел «сквозь него» и медленно прошел мимо, не ответив на приветствие.
Как выяснилось, в детстве Александра воспитывала, в основном, бабушка, которая считалась непререкаемым авторитетом в семье. Родители пропадали на работе. Александра они любили, но бабушке перечить не осмеливались. А та постоянно выговаривала Александру, что он это делает не так, а то – не этак. Если Александр подходил к бабушке с вопросом в то время, как та разливала чай, и чай проливался, Александру тут же сообщалось, что он подошел не вовремя и вот что из-за него случилось. Все неприятности случались из-за Александра, во всем был виноват он. Александр к этому привык, и ему даже в голову не пришло подумать, что все дело в эпизоде на остановке было в глубоко ушедшем в свои мысли профессоре, а вовсе не в нем. Анатолия Александровича также воспитывала бабушка, но воспитывала по-другому.
Уже в 3 года маленькому Толику доверяли подмести комнату. А потом хвалили. И не заостряли внимание на том, что не весь сор ему удавалось вымести. Потом ему постепенно доверялись такие серьезные и взрослые дела, как мытье посуды, походы в магазин за хлебом и даже чистка картофеля. Анатолий привык считать себя помощником, благодаря которому в семье все дела спорятся. Если из его еще не очень ловких рук падала и разбивалась тарелка, бабушка говорила: «Ух ты, скользкая какая тебе попалась! Ты уж их крепче держи, когда моешь, а то мы с тобой на пару всю посуду переколотим!» Анатолий смеялся, представляя, как они с бабушкой «колотят» посуду, и старался не упустить очередную тарелку. И, конечно, все получалось. Так он и вырос уверенным в себе человеком. Потому странное поведение профессора его не расстроило и не рассердило, а удивило. И он тут же обратился к профессору за разъяснениями, не мучаясь мыслями: «Что я такого сделал?»
Как действует заложенная в детстве психологическая модель восприятия мира?
Вот наглядный пример. Для кого-то «модель», а для кого-то – «мина замедленного действия», которая «взрывается» при каждом неуверенном шаге и грозит перекрыть путь к достижениям и к успеху.
Поэтому мне хочется еще раз попросить вас, мамы и папы: думайте и думайте, «как слово ваше отзовется», и призывайте к этому же бабушек и дедушек, если они помогают вам в воспитании вашего сына.
Воспитание ребенка предполагает взаимное обучение. Нужно учиться рассматривать под микроскопом причины не только детского, но и своего собственного поведения. Согласитесь, ведь очень часто нас более всего раздражают в ребенке те черты, которые присущи и нам, но мы стыдимся их в себе и не желаем, чтобы они проявлялись в ребенке. Как определить, чья это проблема – ваша или ребенка? Если ребенок ведет себя отвратительно, но мы спокойны, хотя и недовольны, то это проблема ребенка. Если же его поведение раздражает нас, мешает нам, оказывает на нас ощутимое действие, то это наша проблема, которая, возможно, не имеет к ребенку никакого отношения. Дети – великолепное зеркало, в котором мы во многом видим себя. Они дают нам прекрасный шанс разобраться со своими проблемами. Шанс, которым просто стыдно и непростительно не воспользоваться.
Можно сказать с полной ответственностью, что мы способны переделать себя в каждый момент времени, поскольку самые, казалось бы, незначительные встречи, радости и стрессы, вообще перемены в нашей жизни меняют нас. Просто одни события ведут к резким и заметным переменам, а другие перемены могут совершаться исподволь, в течение месяцев, а то и лет. Уверяю вас, что если вы проанализируете ситуацию, то заметите, что вместе с вашим малышом, прошедшим путь от колыбели до 5-летенего возраста «почемучки», вы тоже росли, изменялись и хотели стать лучше, чтобы ваш сын гордился вами.
«Я – не ребенок, я – мальчик!» (от 4-5 до 7-8 лет).