Как разговорить малыша?
Речь - жизненная необходимость. Она позволяет ребенку не только общаться с другими людьми, но и думать. Это первый инструмент для обучения и творчества.
К счастью, младенцы рождаются общительными. Поскольку их ранние потребности ограничиваются едой, сном и уютом, в первые несколько недель все это может выразить плач, за которым следует грудь или бутылочка, ласковые руки, сухая пеленка. Вскоре, когда младенцы начинают испытывать потребность во внимании и обществе, к плачу добавляется воркование. Со временем стремление к общению усиливается и воркование сменяется ясными звуками, потом группой звуков, произносимых отдельно (большинство детей к году пользуется одним или двумя слогами), затем похожим на слова «детским жаргоном», потом настоящими словами, группами слов и, наконец, целыми предложениями. За два года плачущий младенец превращается в разговаривающего малыша, который использует в среднем 200 слов (норма - от 20 до 400 и более слов), - почти половину из 500 слов, которые наиболее часто звучат в обычном разговоре взрослых. К трем годам словарь ребенка в среднем увеличивается в пять раз, достигая примерно 1000 слов, а к тому времени, как малыш из ясельного возраста переходит в детсадовский, словарный запас снова удваивается.
Эта эволюция происходит в соответствии с особенностями индивидуального развития ребенка. По какому бы пути ни шел ребенок, он научится говорить быстрее, если ему немного помочь. Для этого существуют следующие методы.
Накопление опыта. Дети понимают много слов и выражений до того, как начинают сами использовать их в разговоре. Они накапливают в голове слова и выражения, постепенно создавая словарный запас. Показывайте малышу окружающий мир в разных проявлениях (магазин, игровая площадка, библиотека, лужайка, музей, автобус, лодочная станция, ферма) и говорите о том, что вы с ним видите, используя самые простые выражения. Новые переживания хорошо закрепить книгой, в которой об этом написано. Например, чтение книжки про зоопарк сразу после визита туда («помнишь, мы видели обезьянку?») поможет запомнить новые слова. Научите ребенка простым парным понятиям: большой-маленький, мокрый-сухой, вверх-вниз, внутри-снаружи, пустой-полный, стоять-сидеть, веселый - печальный, светло-темно, хорошо-плохо. И причинно-следственным связям: мы ставим воду на плиту, и она становится горячей; мы ставим воду в холодильник, и она замерзает. Постоянно развивайте чувства, рассказывая о цветах, звуках, запахах и других свойствах предметов, которые окружают вашего ребенка.
Говорите, говорите, говорите. Чтобы понять язык, ребенок должен слышать, как на нем говорят - снова и снова; чтобы ваш ребенок заговорил, говорить должны вы, даже если вам кажется бессмысленным вести односторонний разговор, даже если вы чувствуете, что ваш ребенок не обращает ни малейшего внимания на то, что вы говорите. На прогулке по парку рассказывайте про голубое небо, про девочек, которые играют в мяч, про мужчину, который катит детскую коляску. Когда готовите обед, объясните малышу, что вы чистите морковку, мешаете суп, режете помидоры. Если вы с ребенком сидите в очереди, опишите ему людей, которые перед вами. Одевая малыша утром, называйте ему части тела, которые при этом обнажаются и снова скрываются под одеждой. Называйте предметы одежды, их цвет и качество.
Однако, стремясь научить ребенка говорить, не болтайте постоянно. Детям нужна возможность спокойно усвоить услышанное, послушать не только других, но и себя, самим, без чьей-либо помощи, понаблюдать за тем, что происходит вокруг.
Читайте, читайте, читайте. Неоценимое знакомство с языком оказывает чтение книжек с картинками. Не забывайте останавливаться, чтобы показать малышу на каждой картинке знакомые предметы и объяснить, что на ней изображено. Сначала выбирайте простые истории и легко запоминающиеся стихи. Малыши любят вновь и вновь слушать одну и ту же книгу, возможно потому, что интуитивно сознают пользу повторения.