Как учителям наладить контакт со сложным детским коллективом?
Лично я начинаю с того, что делю детский коллектив на четыре основные категории:
1) честолюбивые;
2) «не зажженные»;
3) «отключившиеся»;
4) находящиеся в группе риска.
Проанализировав написанное ниже, вам будет легче понять, к какой категории отнести каждого сложного ребенка из вашего класса.
1. Честолюбивые
Дети из этой группы не будут доставлять вам много печали. Они полны энергии, всегда готовы ответить на вопрос и заняться решением новых задач. У честолюбивых детей практически не бывает проблемного поведения. В этой группе могут оказаться «манипуляторы», «спорщики», «пассивные упрямцы» - и очень редко «посредники».
Честолюбивые - несомненно, способные дети. Но вот парадокс: они хуже других осваивают навыки сопротивления.
Многие из них склоны к перфекционизму, и когда он «прилипает» к ним, как заразная болезнь, они с неохотой берутся за все новое, особенно за то, где неуверенны в собственных силах. Также продолжайте постоянно ставить задачи перед этой группой учащихся. Завалите их решением тысяч проблем, пусть разбираются.
2. «Не зажженные»
Это учащиеся вашего класса, виртуозно владеющие искусством быть невидимыми, у них стиль жизни «быть не замеченными радарами». Они могут быть настолько малозаметными, что у вас возникает вопрос: а присутствуют ли они вообще? В школах такие учащиеся проводят годы, практически ничего не делая, избегая вопросов, увиливая от ответов и уклоняясь от работы. Они не проявляют проблемного поведения, но и хорошего тоже ничего не делают.
Сложные дети, которые попадают в эту категорию: в «конкуренты», восстанавливающие силы между победами;
- «бесстрашные», поправляющие здоровье после недавних приключений;
- затаившиеся «пассивные упрямцы»;
- некоторые из наиболее воспитанных «посредников».
3. «Отключившиеся»
Это представители проблемного поведения. Это те, кто смотрит на вас сверху вниз, вечно спорит с вами и ждет, как вы отреагируете. Такие дети способны втянуть в битву, которая превратит вас в трясущуюся развалину. Не допускайте этого!
Представителями «отключившихся» могут оказаться:
- раздраженные «манипуляторы»;
- «посредники», подыскивающие аудиторию для своей выходки;
- «бесстрашные», переживающие очередное волнующее приключение;
- «конкуренты», проверяющие вас на прочность.
В этой группе на некоторое время могут появляться и «спорщики», обычно для того, чтобы защитить сверстников от пережитой несправедливости, причину которой они явно видят в вас.
4. Находящиеся в группе риска
В эту группу входят запущенные дети, часто из проблемных семей, переживающие проблемы со вниманием и требующие существенного контроля. Для таких детей требуется индивидуальный план помощи, а вам - поддержка специалиста, чтобы дети могли проявить себя с положительной стороны в школе.
Я предлагаю учителям составить поименный список учащихся в каждой группе. Процентное содержание время от времени будет меняться - дети могут переходить из одной группы в другую.
Сложный детский коллектив: пособие для учителя
Итак, я выяснил, кто в какую группу входит, - что дальше?
Главным приоритетом для учителя, стремящегося сохранить свой рассудок и гармонию в классе, будут «не зажженные». Это - попутчики, а не участники.
Первый шаг - обдумать план для привлечения хотя бы трех из «не зажженных». Поставьте перед ними задачи, которые, вы знаете, будут для них интересны. Воспользуйтесь проверенной временем педагогической комбинацией отвлечения, страха и подкупа. Привлеките «не зажженных» на свою сторону.
Зажигание «не зажженных» обеспечивает вас критической массой ориентированных на учебу детей. Без этой массы класс превратится в арену поведенческих драм вместо пространства для учебы.
Теперь вы, возможно, подумаете: «Пора заняться „отключившимися", ведь они создают беспорядок и поведенческие проблемы». Позвольте мне раскрыть вам несколько важных моментов, касающихся этой группы учащихся.
Вы можете потратить всю оставшуюся жизнь на исправление этих детей и потерпеть поражение.
Главным авторитетом для них являетесь не вы, а сверстники. Они не глупы. Собственно, многие из них обладают острым умом. Один из таких «отключившихся» рассказывал: «Вы хотите знать, как получить разрешение на уход с уроков? Всего-то нужно подойти к учителю и сказать ему: „Да пошел ты на..."». Смысл, думаю, понятен.
Они уяснили, что самый легкий путь к популярности среди сверстников ведет через то, что превращает вашу жизнь в ад.
Если основная масса сверстников занята решением образовательных задач, некоторые из них (но не все) изменят свою позицию и станут не хуже других.
Чтобы помочь сложным детям стать заинтересованными в успехе людьми, способными к резистентности, чаще прибегайте к конкретной деятельности, а не к словам. Удачи вам!