Как учителям наладить контакт со сложным детским коллективом?

Лично я начинаю с того, что делю детский коллектив на четыре основные категории:



1) честолюбивые;


2) «не зажженные»;


3) «отключившиеся»;


4) находящиеся в группе риска.


Проанализировав написанное ниже, вам будет легче понять, к какой категории отнести каждого сложного ребенка из вашего класса.


1. Честолюбивые


Дети из этой группы не будут доставлять вам много печали. Они полны энергии, всегда готовы ответить на вопрос и заняться решением новых задач. У честолюбивых детей практически не бывает проблемного поведения. В этой группе могут оказаться «манипуляторы», «спорщики», «пассивные упрямцы» - и очень редко «посредники».


Честолюбивые - несомненно, способные дети. Но вот парадокс: они хуже других осваивают навыки сопротивления.


Многие из них склоны к перфекционизму, и когда он «прилипает» к ним, как заразная болезнь, они с неохотой берутся за все новое, особенно за то, где неуверенны в собственных силах. Также продолжайте постоянно ставить задачи перед этой группой учащихся. Завалите их решением тысяч проблем, пусть разбираются.


2. «Не зажженные»


Это учащиеся вашего класса, виртуозно владеющие искусством быть невидимыми, у них стиль жизни «быть не замеченными радарами». Они могут быть настолько малозаметными, что у вас возникает вопрос: а присутствуют ли они вообще? В школах такие учащиеся проводят годы, практически ничего не делая, избегая вопросов, увиливая от ответов и уклоняясь от работы. Они не проявляют проблемного поведения, но и хорошего тоже ничего не делают.


Сложные дети, которые попадают в эту категорию: в «конкуренты», восстанавливающие силы между победами;


- «бесстрашные», поправляющие здоровье после недавних приключений;


- затаившиеся «пассивные упрямцы»;


- некоторые из наиболее воспитанных «посредников».


3. «Отключившиеся»


Это представители проблемного поведения. Это те, кто смотрит на вас сверху вниз, вечно спорит с вами и ждет, как вы отреагируете. Такие дети способны втянуть в битву, которая превратит вас в трясущуюся развалину. Не допускайте этого!


Представителями «отключившихся» могут оказаться:


- раздраженные «манипуляторы»;


- «посредники», подыскивающие аудиторию для своей выходки;


- «бесстрашные», переживающие очередное волнующее приключение;


- «конкуренты», проверяющие вас на прочность.


В этой группе на некоторое время могут появляться и «спорщики», обычно для того, чтобы защитить сверстников от пережитой несправедливости, причину которой они явно видят в вас.


4. Находящиеся в группе риска


В эту группу входят запущенные дети, часто из проблемных семей, переживающие проблемы со вниманием и требующие существенного контроля. Для таких детей требуется индивидуальный план помощи, а вам - поддержка специалиста, чтобы дети могли проявить себя с положительной стороны в школе.


Я предлагаю учителям составить поименный список учащихся в каждой группе. Процентное содержание время от времени будет меняться - дети могут переходить из одной группы в другую.


Сложный детский коллектив: пособие для учителя


Итак, я выяснил, кто в какую группу входит, - что дальше?


Главным приоритетом для учителя, стремящегося сохранить свой рассудок и гармонию в классе, будут «не зажженные». Это - попутчики, а не участники.


Первый шаг - обдумать план для привлечения хотя бы трех из «не зажженных». Поставьте перед ними задачи, которые, вы знаете, будут для них интересны. Воспользуйтесь проверенной временем педагогической комбинацией отвлечения, страха и подкупа. Привлеките «не зажженных» на свою сторону.


Зажигание «не зажженных» обеспечивает вас критической массой ориентированных на учебу детей. Без этой массы класс превратится в арену поведенческих драм вместо пространства для учебы.


Теперь вы, возможно, подумаете: «Пора заняться „отключившимися", ведь они создают беспорядок и поведенческие проблемы». Позвольте мне раскрыть вам несколько важных моментов, касающихся этой группы учащихся.


Вы можете потратить всю оставшуюся жизнь на исправление этих детей и потерпеть поражение.


Главным авторитетом для них являетесь не вы, а сверстники. Они не глупы. Собственно, многие из них обладают острым умом. Один из таких «отключившихся» рассказывал: «Вы хотите знать, как получить разрешение на уход с уроков? Всего-то нужно подойти к учителю и сказать ему: „Да пошел ты на..."». Смысл, думаю, понятен.


Они уяснили, что самый легкий путь к популярности среди сверстников ведет через то, что превращает вашу жизнь в ад.


Если основная масса сверстников занята решением образовательных задач, некоторые из них (но не все) изменят свою позицию и станут не хуже других.


Чтобы помочь сложным детям стать заинтересованными в успехе людьми, способными к резистентности, чаще прибегайте к конкретной деятельности, а не к словам. Удачи вам!

Популярные сообщения из этого блога

Когда знакомиться с родителями и друзьями парня

Придирчивость или разборчивость: как понять

Почему так важно совершать добрые дела?