Как стать авторитетом для ребенка?
Главным не по праву силы, а по праву заработанного авторитета. Не просто главным, но добрым главным. Сын должен быть уверен в том, что вы на его стороне. Тогда он будет прислушиваться к вам и стараться выполнить установленные вами правила. При выработке правил вам теперь придется учитывать, можете ли вы добиться их соблюдения. Если нет, то не стоит тратить нервы и силы. Установленные правила должны обязательно выполняться. Мальчик должен усвоить раз и навсегда, что закон есть закон, а не предмет споров и «торговли». По мере того как мальчик взрослеет, правила устаревают, и их нужно своевременно заменять на новые. Лучше всего привлекать сына к выработке правил. Тогда он будет больше стремиться их выполнять.
Единственный способ стать воспитателем мальчика – стать для него главным
Если в 8 лет ваш сын еще согласится гулять в пределах двора, где вы можете видеть его из окна и быть спокойными, то в 9-10 лет «вольер» придется расширить. В противном случае ваш сын будет нарушать запреты и убегать с ребятами гулять туда, где им нравится. Если же вы договоритесь с ним о том, что можно гулять в компании друзей (но не одному) там, где они сами выберут, за исключением пустыря у железнодорожного депо и городской свалки за этим самым пустырем, – ради их же безопасности, то сын, скорее всего, постарается не ходить в «плохие» места. Точно также можно разрешать ребенку гулять до 18:00 поздней весной, летом и ранней осенью, когда в это время на улице еще светло, и сокращать срок пребывания на улице зимой, в темное время суток.
Ограничения должны быть четкими и контролироваться родителями, но контроль должен быть «теплым», и ребенку необходимо знать, что его контролируют ради его же блага и в большей степени тогда, когда он уже нарушал правила. Чем меньше ребенок нарушает правила, тем больше ему доверия, похвал, поощрений и свободы. При этом в первую очередь учитываются индивидуальные потребности ребенка. Но ни в коем случае нельзя допускать такую ситуацию, когда ребенок диктует условия и контролирует ситуацию.
Все, что ребенку нужно, – твердая дисциплина, четкие правила и последовательное проведение их в жизнь. Но без любви и понимания система дисциплины не будет работать.
У мальчиков, выросших в семьях, выполнявших эти необходимые условия, обычно формируется более позитивная самооценка и образ самого себя. Они уверены в себе и нацелены на успех. Как правило, они лучше учатся в начальной школе. При высокой степени независимости, которой отличаются такие дети, они чаще выполняют требования родителей и скорее альтруисты, чем эгоисты.
Как научить ребенка поступать правильно?
Командуем правильно
Вместо слова «нет», которое в большинстве случаев мало что скажет ребенку, используйте слова, значение которых становится понятно сразу: «стой», «застынь», «жди», «оставь это», «брось это» и т.д. Так ребенок скорее поймет вас и поступит правильно, а вы сможете его за это похвалить.
Думайте, прежде чем говорить
Думайте, прежде чем пригрозить чем-нибудь ребенку. Если вы хотите быть для него авторитетом, важно всегда выполнять обещанное. Думайте, прежде чем говорить, и пусть угрозы будут не слишком серьезными.
Поддерживайте равновесие
Старайтесь, чтобы «да» и «нет» звучали примерно одинаковое количество раз. Если вы не уверены, что сможете удержать подсчеты в голове, воспользуйтесь блокнотом. Так вы сможете подсчитать, как часто вы произносите эти слова, и соблюсти баланс.
Не отсылайте в спальню
Многие родители в качестве наказания отсылают ребенка в его комнату. Однако эксперты утверждают, что это неправильно. Спальня - это место, где ребенок должен чувствовать себя уютно, и для наказания оно не подходит. Кроме того, там наверняка есть много предметов, которые могут развлечь ребенка, отвлекая от смысла наказания.
Особый взгляд
Выработайте особый взгляд, чтобы по нему ваш ребенок понял: вы хотите, чтобы он прекратил так себя вести без ваших постоянных «нет». Например, очень красноречивы поднятые брови и поджатые губы.
Язык тела
Язык тела ничуть не хуже слов способен донести до ребенка ваше недовольство его поведением. Уприте руки в бока или выставите руку ладонью вперед - так вы сможете остановить его. Не путайте ребенка: либо обнимать и целовать, либо ругать; то и другое несовместимо.
Когда слово «нет» уместно
Научите ребенка говорить «нет» только тогда, когда это по-настоящему необходимо. Вы же не хотите постоянно это слышать; в то же время вам надо, чтобы ребенок мог сказать «нет», когда он действительно чего-то не хочет.
Избавьтесь от игрушки
Если ребенок дерется игрушками или какими-либо другими предметами, самое действенное - отобрать их у него. Главное, чтобы он понял, почему это произошло.
Сигнал -стоп
Чтобы не сойти с ума. постоянно крича «нет», придумайте несколько «запрещающих» звуков. Лучше всего работают резкие горловые звуки, повторенные несколько раз, вроде «а-а» или «у-у».
Практичный выбор
Покупая одежду для ребенка, обращайте внимание больше на функциональность, чем на красоту. Удобные рукава и горловина - это хорошо, а вот обилие застежек - плохо.
Выбираем удобную одежду
Иногда ребенок отказывается надевать ту или иную одежду. Разберитесь, в чем дело. Возможно, это просто каприз, но чаще ему действительно неудобно: жмет в области шеи или штаны натирают. Не заставляйте ребенка носить такую одежду.
Сохраняем индивидуальность
Дошкольники далеко не всегда могут правильно подобрать детали гардероба. Если они решили, что сегодня наденут полосатые синие штаны с пятнистой оранжевой футболкой, по возможности не настаивайте на другом варианте, даже если такой совсем не в вашем вкусе.
Пусть дети проявляют индивидуальность
Если ребенок упрямится, не настаивайте на своем, затевая скандал, а пошутите. К примеру, если никак не удается заставить его одеться, разденьтесь тоже и предложите состязание по одеванию на скорость. Так он быстрее перестанет вам перечить.
Как поощрять самостоятельность ребенка?
Поощряйте стремление ребенка научиться одеваться самостоятельно. Тогда у вас будет меньше споров на тему, что надеть. Услышав похвалу и увидев вашу радость от того, что «мой совсем взрослый ребенок уже умеет одеваться сам», он будет меньше добиваться особого внимания другими способами.
Ограничиваем выбор
Избегайте споров об одежде. Чересчур широкий выбор только смутит ребенка, поэтому постарайтесь ограничить его. Пусть альтернатива будет, но она не должна вести к спорам и ссорам.
Юный шопоголик
В возрасте 4-5 лет ребенок уже хочет сам выбирать себе одежду. Позвольте ему сделать это, взяв с собой в детский магазин. Вместе выберите, померяйте и купите несколько предметов гардероба.
Смените пластинку
Если вы хотите, чтобы ребенок позволил себя одеть без лишней суматохи, отвлеките его играми или песнями. Пусть он подпевает и пританцовывает в такт.
Одеваемся сами
Начинайте учить ребенка одеваться самостоятельно как можно раньше, пусть даже это займет больше времени. Дети помладше вполне могут подавать руки и ноги, постарше - надеть рубашку и подойти к вам, чтобы вы помогли ее застегнуть. В школьном возрасте они точно смогут сами застегивать рубашки и пальто и зашнуровывать обувь.
Как научить ребенка самостоятельности?
Есть очень хороший девиз, который вы можете взять на вооружение: «Не делай за ребенка то, что он может сделать сам». Главная особенность детства – зависимость маленького человека от старших. Повзрослеть – значит обрести самостоятельность. Поэтому, когда мы приучаем наших детей самостоятельно умываться, одеваться и т. п., на самом деле мы поощряем желание малышей обрести независимость в мыслях и поступках. Как быть последовательными в решении этой важной проблемы? Давайте начнем с малыша!
Ребенок в 2,5-3 года уже в силах самостоятельно раздеться, но одеться он сможет только в 5-6-летнем возрасте. Впрочем, и 6-летнему малышу приятно, когда с ним нянчатся. И вовсе не так уж и плохо, если вы иногда ему поможете. А вот настаивать или требовать, чтобы он все делал сам, – не самый верный путь к самостоятельности.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам
Хочу предостеречь вас от одной ошибки, которая диктуется нашей вечной ограниченностью временем. Очень часто мы на корню губим стремление ребенка завязать шнурки или шарф, застегнуть пуговицы на пальто или молнию на куртке из-за того, что делает он это медленно, а мы вечно куда-то опаздываем. Постарайтесь все-таки следить за собой и не делать за ребенка то, что он может сделать сам.
В более старшем возрасте – когда начнется эпопея с написанием сочинений – учите логике изложения, высказыванию собственного мнения, умению понимать поступки героев литературных произведений. Сходите вместе в районную библиотеку, в читальный зал – покажите, как работать с каталогами, как спрашивать нужную книгу у библиотекаря, как искать.
Иногда дети не ходят в библиотеку не потому, что не любят читать, а потому, что теряются и не могут найти нужную книгу в таком изобилии. Вполне возможно, библиотекарю некогда подробно объяснять, где и что лежит, – совершите вместе с ребенком «экскурсию по стеллажам», объясните, как расставляются книги. И тогда вам не придется писать за него сочинения, он прекрасно будет делать это сам.
Если вы хотите, чтобы в подростковом возрасте ваш ребенок поменьше шокировал своими нарядами (а девочки – еще и боевой раскраской), то развивайте его самостоятельность и в вопросах стиля одежды, чутья линии, чувства цвета.
С раннего детства старайтесь покупать вещи для ребенка с его участием и прислушиваясь к его, пусть еще, робким, высказываниям. У некоторых детей есть природное чутье, чувство красивого, стильного. Его надо беречь и учитывать.
Позвольте вашему ребенку-подростку по своему вкусу оформить комнату. Захочет покрасить старый комод – ради бога, переклеить обои – пусть попробует. Только не осуществляйте сами его замыслы из-за боязни, что он испортит, пусть он все делает самостоятельно, после того как вы ему объясните и покажете. Старайтесь как можно меньше комментировать его действия во время процесса: «вот опять ты все делаешь не так», «вот опять у тебя криво» – этим вы напрочь отобьете стремление к творчеству и самостоятельности. Принесите ему журналы, сходите на выставку или в гости к людям, у которых красиво оформлены квартиры.
Очень часто дети страдают от того, что им не нравится, как расставлена мебель в вашем доме, расцветка штор, рисунок обоев. Зачастую они не осмеливаются сказать об этом и молча переживают.
Иногда именно отсутствие столь необходимого уюта и объясняет желание ребенка как можно больше времени проводить у кого-нибудь из друзей – как раз там, где все нравится. Если вы проявите тактичность и наблюдательность, возможно, ребенок вам в этом признается. Воспользуйтесь этим, чтобы развить и его творческие способности и самостоятельность.